ПАРААРТИАДА Красота и доброта спасут мир! Официальный сайт ПараАртийского Центра "Иван да Марья" и
ПараАртийского Комитета Национального Артийского Движения России

Интервью В. М. ТАРБОКОВА

АРТИАДА • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Из интервью Президента Мирового Артийского Комитета В. М. ТАРБОКОВА

– Валерий Михайлович, как Вы могли бы определить смысл Артийского Движения в человеческом, гражданском, духовном плане?

– Основные принципы, цели и задачи Мирового Артийского Движения определены в Артийском Кодексе, который утверждён учредительным Первым Конгрессом Мирового Артийского Движения 21 ноября 1991 года. Наша международная неправительственная гуманитарная организация объединяет профессионалов и любителей, коллективы и группы, организации и фонды, коммерческие и некоммерческие фирмы. Основа нашей жизненной философии – вера в разум и всесторонний прогресс человечества, надежда на мирное будущее и благоденствие, любовь к искусству и уважение к таланту, стремление возвысить идеалы красоты, доброты и гармонии, возвысить Человека – Художника. Мы предложили современникам, людям доброй воли, ценителям и деятелям культуры и искусства, меценатам и спонсорам всех стран и народов объединить возможности и общими усилиями провести в начале третьего тысячелетия Первую Артиаду Мира.

Суть философии Артиады сформулирована в Артийском девизе «Красота и доброта спасут мир!».Под этим девизом люди доброй воли объединяются в своих поисках и усилиях, чтобы на Земле восторжествовало добро – красивое и законное. Эта философия может стать реальной силой, способной противостоять злу. Один из центральных Артийских принципов: когда говорят музы – пушки молчат. Для его реализации наше движение способствует созданию мирного сообщества и распространению философии мира, повсеместному развитию художественной культуры и искусства, гармоничному развитию человека, защищает и возвышает талантливых людей, формирует и внедряет художественный стиль в жизнь и быт людей, приобщает их к искусству.

Смысл и главная цель Артийского Движения, как общественной организации, заключается в создании системы художественного воспитания, образования и творчества.Эта Артийская система должна сопровождать человека всю жизнь. Конечно, Постоянные Коллегии Большого Артийского Жюри мира, континента, страны определят Лауреатов Артиады. Но для нас важно, что бы артийцы были среди нас, что бы человек с юных лет и до глубокой старости не только потреблял художественные ценности, а участвовал в их создании и распространении по мере своих сил, способностей и талантов.

Поиск устройства художественной жизни общества сродни поискам экологов. Проблема экологии души встала перед человечеством не менее остро, чем проблема экологии природы. Выработать эти философские понятия нам ещё предстоит. Мы надеемся, что Артийское Движение выйдет на достаточно авторитетный уровень, и будет поднимать и решать вопросы, связанные с экологией души и духовной жизни общества.

– Как пришла к Вам идея Артиады и Артийского Движения?

– Видимо, вся моя сознательная жизнь, связанная с культурой и искусством, готовила меня к идее Артиады. С 1970 года мне довелось быть организатором и участником нескольких десятков крупных художественных международных акций в Европе, Азии, Африке и Америке. Во многих странах существует необходимость помочь художникам, особенно молодым, получить общественное признание, которое позволило бы им идти дальше, сравнивать свои поиски с работами других художников. Будучи директором-координатором Международного фестиваля уличных театров «Караван мира», я особенно остро понял и убедился, что проблема творческого роста художников, равно как и их общественного признания, характерна для всех стран без исключения. Изучая художественный процесс в России, я увидел новые возможности для развития культуры и искусства. Выводы удалось проверить, наблюдая художественную жизнь в Азербайджане и Армении, Афганистане и Белоруссии, Бельгии и Венгрии, Германии и Греции, Дании и Индии, Испании и Казахстане, на Кубе и Кабо-Верде, в Латвии и Литве, Польше и Таджикистане, Турции и Узбекистане, Украине и Чехии, Швейцарии и Франции. В «Караване Мира», в 1990 году, я убедился в необходимости проведения крупного художественного международного фестивального действа, значение которого для художников не уступает значению Олимпиады для спортсменов. Обратившись к истории олимпизма, можно убедиться, что благодаря Пьеру де Кубертену спортсмены с 1896 года имеют такую схему развития олимпийского движения, которая позволяет им на международном и национальном уровнях поддерживать авторитет спорта, достижения атлетов, содействовать развитию физической культуры. Почему бы этот подход не экстраполировать на сферу художественного творчества человека? Общество идет к объединению усилий в поиске оптимальных путей решения тех или иных проблем, стоящих в глобальном масштабе. Политики объединились в ООН со штаб-квартирой в Нью-Йорке, ЮНЕСКО – в Париже, военные НАТО – в Брюсселе, Всемирный экономический форум – в Давосе, Международный Олимпийский Комитет в Лозанне. Важнейшие сферы человеческой деятельности имеют перспективу развития и координирующие органы. Идея Артиады Мира и Мирового Артийского Движения позволяет использовать положительный опыт, наработанный в других сферах, и применить его к художественной жизни. В начале эпохи перемен в России, в 1991 году, возникла штаб-квартира Мирового Артийского Комитета в Москве.

– Что означает понятие «Артиада»?

– Мысли о всемирном форуме искусств с 1978 года обсуждались в кругу моих друзей и коллег. Как известно, в начале идеи было слово… Слово «Артиада» возникло в русском языке в январе 1991 года. Оно было придумано мною и стало основным понятием в изложении Артийского Кодекса – концепции системы художественного воспитания, образования и творчества. Консультации со специалистами и заключение Института русского языка и литературы подтвердили, что «Артиада» новое слово (неологизм), его не было ни в русском, ни в японском, ни в каком-либо ином языке, существовавшем в конце ХХ века. Это обстоятельство выделило новое слово и понятие «Артиада» из ряда других, рассмотренных для обозначения и названия высшего международного фестиваля искусств. Среди рассмотренных названий были «Олимпиада искусств», «Фестиваль фестивалей», «Артиада», «Музы Аполлона», «Дельфиада», «Караван Мира» и ряд других.

Слово «Артиада» произведено от слов «арт» (искусство, художественное творчество) и «артист» (художник). В нём использовано и слово «Олимпиада» (спортивные международные комплексные соревнования). «Артиада» является именем собственным, женского рода, всегда пишется с большой буквы. Производные слова «артийский, артийская, артийское, артийские» означают «художественный, художественная, художественное, художественные» и относящиеся к Артиаде и к Артийскому Движению. Позже появилось новое слово «ПараАртиада» и производные слова «параартийский, параартийская, параартийкое, параартийские» (от греческого слова «para» – рядом, возле, против, вопреки, первая составная часть сложных слов, обозначающая нахождение рядом, отклонение от чего-либо). Для производных от Артиады слов применялась традиционная для русского языка конструкция, по примеру, олимпийский, балтийский, каспийский, русский, болгарский, марийский, артийский, параартийский.

Понятие «Артиада» было сформулировано мною в период написания Артийского Кодекса с 20 июня по 21 августа 1991 года. Понятие и слово «ПараАртиада» вошло в оборот в ноябре – декабре 1998 года в связи с возникновением Параартийской лиги и проведением Первой ПараАртиады в Москве.

Понятие «Артиада» используется в трёх значениях. Во-первых, Артиада – это период развития мировой художественной культуры и искусства человеческого общества за пять последовательных лет. Во-вторых, Артиада – художественный фестиваль, праздник искусств, проводимый артийцами и параартийцами – участниками Артийского движения. ПараАртиада – фестиваль художественного творчества инвалидов, пенсионеров и детей-сирот. Артиада и ПараАртиада проводятся по 14 артийским видам искусства и 3 специальным артийским номинациям. В-третьих, Артиада – имя собственное, женское.

Предваряя Ваш вопрос, сразу скажу – Артийскими видами искусства являются: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, изобразительное искусство, интернет, кино, литература, музыка, радио, театр, телевидение, фото, хореография, цирк. Всего Артийских видов искусства 14, в них имеются жанры и направления. Кроме того, определены 3 специальные Артийские номинации: подвижничество (организаторы, подвижники и волонтёры Артиады), меценатство (физические лица) и спонсорство (юридические лица). Ныне принято говорить в целом о 17 Артийских номинациях. Но это не догма. Артийские виды искусства и номинации могут уточняться и изменяться по решению Мирового Артийского Комитета.

– Когда понятие «Артиада» стало фактом существования?

– Дискуссии вокруг слова и понятия «Артиада», вокруг производных от него слов и понятий ведутся изначально. Первая дискуссия состоялась по моей инициативе 14 января 1991 года в офисе Артфирмы «Ренессанс». Это было первое обсуждение названия художественного международного проекта с коллегами и друзьями. Мнение литератора и известного режиссёра А. Д. Силина сыграло решающую роль в одобрении и выборе названия фестиваля. Вторая серьёзная дискуссия развернулась в начале 1992 года с чиновниками министерства юстиции. Они тогда ещё не знали понятия «ассоциированное членство», возражали понятиям «коллективное членство», «мировой и национальный комитеты», и, конечно, не нашли в юридических, энциклопедических и толковых словарях XVIII – XX веков слов «Артиада» и «артийский». Конец дискуссии с ними о праве новых слов на существование положило заключение Института русского языка и литературы, в котором учёные заявили о том, что Артиада и производные от него слова являются авторскими неологизмами, сконструированы по существующим правилам и традициям русского языка, эти слова могут войти в обращение. Третья дискуссия периодически возникает с отдельными чиновниками – блюстителями чистоты русского языка, отрицающими русское происхождение слова и понятия Артиада. По их разумению, вполне русскими словами являются «бакалавр», «брокер», «департамент», «киллер», «менеджер», «мэрия», «олимпиада», «президент», «продюсер», «спикер», «шашлыкиада», «шоу-бизнес» – этот ряд терпимых, привычных и, главное, понятных им слов можно продолжить. Для некоторых из них, как песня, звучит название фестиваля «Славянский базар», спасибо, что не «Славянский маркет». Но базар есть базар, и, по нашему разумению, он никак не относится к искусству. Хотя, как знать, ведь появились словосочетания «искусство киллера», «за базар ответишь» и тому подобные. Упомянутые российские чиновники уверены, что «артист» – слово русское, но фестиваль для артистов – художников всех видов искусств – называться «Артиада» не может. Для них это как-то не по-русски… Но Мировое Артийское Движение – международная организация и учитывает всё многообразие культуры языков народов мира.

Слова и понятия «Артиада» и «артийский», «ПараАртиада» и «параартийский» иногда вызывают сложности при переводе с русского языка на другие языки. Но переводчики принимают наши неологизмы и конструируют новые слова в своих языках по аналогии с «Олимпиада» и «олимпийский», «Параолимпиада» и «параолимпийский». При этом они учитывают, что артийский – это не только художественный, но и принадлежащий к Артиаде и к Артийскому Движению. Следует заметить, что в русском языке «Артиада» и все словообразования от этого слова действительно явились новыми, а в латинских языках, к примеру, в английском, слово «художественный» давно существует как «artistic», является понятным и общепринятым.

К августу 1991 года мне удалось осмыслить и сформулировать понятия, выкристаллизовать суть идеи и изложить её на бумаге. 21 августа 1991 года мною была завершена двухмесячная мистическая работа над Артийским Кодексом. 21 ноября 1991 года в Москве, в Центральном Доме работников искусств, был проведен первый учредительный Конгресс Мирового Артийского Движения. В нём участвовало 56 человек из России, Грузии и Украины. На этом Конгрессе был утвержден Артийский Кодекс как программный и нормативный документ. Участники Конгресса избрали Мировой Артийский Комитет (МАК) и доверили мне возглавить его. С той поры, 21 ноября 1991 года является официальным Днём рождения Мирового Артийского Движения и Артиады Мира. В этот день понятие «Артиада» стало фактом существования и фактом истории. Замечу, что второй Конгресс МАК состоялся в ноябре 1996 года, третий – в июле 2000 года. Четвёртый Конгресс Мирового Артийского Комитета проводим сегодня, 21 ноября 2006 года совместно с Восьмой Ассамблеей Национального Артийского Движения России. Это совместное заседание Конгресса МАК и Ассамблеи НАК России посвящено 15-летию Артиады.

– Современное олимпийское движение связано с далеким прошлым, с Древней Грецией. А где искать исторические корни артийских идей?

– По большому счёту, аналогов Артиады в истории не наблюдалось, может быть, они просто не зафиксированы в исторических документах. Но концепция Артиады, конечно, возникла не на пустом месте. История художественной культуры и фестивалей искусств имеет достаточно большой и многовековой опыт. Начинать можно с древности, когда целые народы устраивали празднества, сопровождаемые художественными действами с песнями, танцами, турнирами поэтов и музыкантов. Подчеркну, что эти празднества именно сопровождались, то есть обслуживались, художниками. История умалчивает о масштабных специальных праздниках для артистов. Во всяком случае, Олимпиада была, а Артиады не было. Так что, исторические корни артийских идей находятся в ХХ веке, когда фестивальное движение получило большое развитие, по многим видам искусства стали проводиться фестивали и конкурсы. В сфере литературы наиболее престижной стала Нобелевская премия, в киноискусстве – премия «Оскар». Перечень можно продолжать. Но эти акции, премии, конкурсы и фестивали носили и носят, как правило, конкретный, национальный, временный и бессистемный характер. Прекрасно выглядят культурные программы Ассамблей ООН, форумов в Давосе, Олимпийских игр. Но там героями и заказчиками являются политики, экономисты, милитаристы, спортсмены, а художники с древних времён и до наших дней выступают только в роли обслуживающего персонала.

Идеи, подобные Артиаде, рождались во многих странах. Олимпиады искусств под разными названиями предлагали провести в Югославии, Германии, Японии, Австралии. Я убеждён, что авторы и разработчики таких художественных проектов, движимы одной целью – возвысить искусство, возвеличить художника и избавить его от роли прислуги, определить наивысшие достижения в художественной сфере. От имени соратников и подвижников Артиады могу сказать: художники заждались Артиады Мира. Артиада может и должна стать международным событием, которое покажет место, роль и значение искусства и художника в современном мире. От нас, современников начала третьего тысячелетия, зависит наполнение сокровищницы мировой культуры художественными общечеловеческими ценностями, которые не стыдно передать будущим поколениям. Это не высокие слова, если вы их примените к себе. Попробуйте, вспомните для себя и про себя музыку, которая для вас впервые прозвучала в 2000 году – в самом конце прошлого ХХ века. Хорошо, поскольку вы её помните и знаете, это и есть ценность музыкальной культуры. Теперь для себя вспомните стихотворение поэта серебряного века. Это тоже ваша личная ценность из мировой литературы. Вы знаете картину художника эпохи возрождения? Вы всё знаете о пирамидах? Прекрасно, отнесём и их в вашу сокровищницу. Теперь просмотрите свою книжную полку, фото, видео, определите одну вещь, которую вы лично возьмёте с собой в самый длительный космический полёт. Эта книга, ваш фотоснимок, фильм, детский рисунок и есть часть художественных общечеловеческих ценностей. За них вам и землянам не стыдно. Статистики утверждают, что сегодня на Земле проживает более 6,5 миллиардов человек. Согласимся с этой цифрой и предположим, что у каждого из нас есть одно самое почитаемое художественное произведение. Для кого-то это книга, для другого музыкальный диск, красивое платье, украшение, картина, фильм, спектакль, игрушка, автомобиль, цветок, сад, собственное жилище или храм. В каждом из этих предметов есть труд художника – архитектора, писателя, мастера, дизайнера, композитора, музыканта, одним словом – артиста. Совокупность этих 6,5 миллиардов дорогих для каждого из нас художественных творений и есть сокровищница мировой культуры. Совокупность художественных произведений, дорогих и известных большинству землян, и есть сокровищница художественных общечеловеческих ценностей.

Я не знаю, что с собой возьмут в космический полёт олимпийцы, какие секунды и очки они передадут потомкам. Но спортсмены каждый год проводят чемпионаты мира, международные турниры, кубковые соревнования. Они не устали от их обилия и разнообразия, на всё хватает денег спонсоров. В каждом виде спорта есть чёткий календарь игр, установлены правила, критерии оценок и судейский статут. Но только один раз в четыре года проводятся Олимпийские игры. Спортсмены могут ежегодно завоёвывать чемпионский титул, но только один раз в четыре года – олимпийские награды.

Я уверен, художники достойны Артийского фестиваля, который бы один раз в пять лет, а в стране один раз в два с половиной года, называл бы своих лауреатов во всех 17 артийских номинациях. Это нисколько не умаляет значения всех остальных художественных фестивалей и конкурсов – каждого в своей номинации. Наоборот, Артиада предлагает им продолжаться до артийских мировых высот. Идея объединения художников, стремление возвысить человека, способного создать шедевр, желание еще раз посмотреть на высшие достижения, позволяют нам предложить проведение системы художественных фестивалей от Артиады Мира к Артиаде континента, региона, страны, округа, республики, края, области, города, района, вплоть до Артиады в школе и в детском саду.

– Вы говорите об Артиаде, как о системе художественных фестивалей?

– Да, конечно. Артиада это фестиваль художественных фестивалей. За пять лет артийского периода происходит немало событий. Так вот, каждое из них, имеющее значение для культуры и искусства, отвечающее правилам и положениям Артийского Кодекса, может стать частью Артиады Мира, континента, страны, региона, получив артийский статус, время и место в Артийском календаре. Артийская система фестивалей, конкурсов, отборочных турниров позволит создать Артийскую систему художественного воспитания, образования и творчества, которая есть цель и смысл Артийского Движения. Артийскую систему прошу не путать с олимпийской системой. Для артийцев важно не первенство с выбыванием, не чемпионство, а лауреатство и демонстрация высших и лучших, уникальных и совокупных, персональных и коллективных художественных произведений.

Артийская система состоит из семи важных составляющих частей. Первая часть. Периодичность Артиады от пятилетнего периода на мировом уровне до ежегодного в школе. 2. Система фестивалей и конкурсов по всем видам искусства и артийским номинациям. 3. Раздельное рассмотрение художественных работ в Гильдии профессионалов и Гильдии любителей с учётом личных заявлений артийцев. 4. Проведение Артиады по возрастным и социальным артийским и параартийским лигам. 5. Постоянная деятельность Коллегии Большого Артийского Жюри Мирового Артийского Комитета, континентальных, национальных и иных артийских комитетов. 6. При всём многообразии критериев в художественном творчестве, основными артийскими критериями являются красота и доброта художественных произведений, замыслов и дел артийцев и параартийцев – учителей и учеников. 7. Отдельное рассмотрение художественной и культурной деятельности артийцев от иных видов человеческой деятельности. Эту седьмую составляющую часть артийской системы поясню на примерах. В Артиаде рассматривается не научно-техническая составляющая интернета, кино, фото, телевидения, а отражение и содержание искусства в них. Производитель мобильного телефона или фотокамеры может стать лауреатом Артиады, если он дизайнер этого аппарата или производит лучший товар для художника. Блестящее выступление слонов на арене цирка в лауреаты Артиады выводит только дрессировщика, а не животных. Врачи, экологи, военные, социальные работники, волонтёры стучались в открытую артийскую дверь. С ними мы договорились, что Артиада принимает только художественную составляющую их деятельности. К примеру, нас не интересует военная маршировка, точность и кучность поражения живой цели, нас интересует строевая песня, армейский хор, пляска моряков, духовой оркестр и тому подобное. Подчеркну, что исходя из артийских идеалов красоты и доброты, в Артиаде рассматриваются произведения «искусства выше пояса». Порнография, конкурсы красоты по типу «сисиписи», «искусство ниже пояса», в артийских видах искусства недопустимы.

– Как отнеслись к Вашему проекту деятели культуры и искусства, общественные организации, государственные органы?

– С пониманием. В экономической и политической ситуации, в которой Россия находится с 1991 года – года рождения Артиады, ожидать финансовой и политической поддержки Артиады не приходится. Наше движение развивается в рамках имеющихся возможностей. В 1991 году запатентована Артийская символика. В 1995 году было юридически зарегистрировано Артийское Движение. На третьем конгрессе Мирового Артийского Движения (2000 год) в Мировой Артийский Комитет избраны представители 23 стран и созданы представительства МАК.

Национальное Артийское Движение России сегодня объединяет более 14 тысяч артийцев и параартийцев, 326 художественных коллективов в 57 субъектах Российской Федерации. Учредителями Артиады народов России стали 77 государственных, общественных организаций и творческих союзов.

Мы обратились к деятелям культуры и искусства, политикам и меценатам, руководителям религиозных конфессий и пригласили их к участию в Артиаде. Девятую Артиаду народов России (2006 – 2007 годы) и Первую Артиаду Мира (2006 – 2010 годы) надеемся проводить при поддержке Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы. Надежды юношей питают…Артиаде сегодня только 15 лет.

– Как относится Артиада к шоу-бизнесу?

– Артиада не относится к шоу-бизнесу. Артийское Движение занимается действительным искусством. Для нас приоритет не в сегодняшнем дне, не в прибыли, которую может дать та или иная артийская акция. Одна из главных целей Артиады – помогать таланту, начиная с детских лет и на протяжении всей жизни, содействовать созданию высокохудожественных произведений, а не штамповать звёзды, как на фабрике игрушек. Поэтому в шоу-бизнес мы не идем, и на данном этапе это принципиальная позиция.

Нас волнует не столько потребление искусства, сколько вовлечение людей в художественное творчество и создание условий для того, чтобы любой одарённый человек в любом возрасте мог стать Художником. Известно, что большую часть любителей спорта составляют болельщики, а не спортсмены. Так вот, мы стремимся к тому, чтобы из числа почитателей художественного творчества как можно больше появилось художников. Для нас очень важно, чтобы наряду с большими художественными акциями, проводимыми в крупных городах, любой житель глубинки также смог почувствовать вкус творчества, написав стихотворение, создав картину, приняв участие в танцевальном конкурсе, и стал бы в искусстве пусть не профессионалом, но достаточно подготовленным любителем искусства. Мы хотим, чтобы каждый человек с детства жил в окружении красоты и доброты, в постоянном общении с произведениями искусства, был не только потребителем, но и участником создания и распространения художественных общечеловеческих ценностей.

– На каких принципах строятся отношения Артийского Движения с политическими партиями и деятелями?

– Идеи, заложенные в Кодексе, носят глобальный, планетарный характер. Изначально, с 1991 года, в Артийском Кодексе заявлено, что движение находится вне политики. Но персональные и коллективные участники движения не ограничены Артийским Кодексом или Уставом в реализации своих личных политических и гражданских прав и свобод. Поэтому, с одной стороны, наше общественное движение до сих пор не примкнуло ни к одной из политических партий, с другой стороны, ни одна из политических партий ещё не примкнула к Артийскому Движению.

Следующая страница>>>